Инструкция по импорту товаров

Начинающие предприниматели зачастую воспринимают международную торговлю как нечто сложное и труднодоступное. Но это верно лишь отчасти. При грамотной подготовке и правильном подходе заниматься импортом товаров из-за границы способен практически каждый.

Поговорим о том, что представляет собой оформление на таможне (на профессиональном сленге участников ВЭД - таможенная очистка или растаможка), и рассмотрим в целом, из чего состоит этот процесс. Данный материал поможет сориентироваться в теме и понять, стоит ли заниматься импортным оформлением самостоятельно или лучше воспользоваться услугами профессионалов.

Что такое таможенное оформление и как оно осуществляется

Оформление на таможне представляет собой комплекс мероприятий, связанных с транспортировкой грузов через границу. Данная процедура обязательна для всех видов продукции, ввозимых на территорию Российской Федерации. Основные задачи таможенной очистки – регистрация, учет и легализация (т.е. удостоверение законности) перевозки товаров через границу государства.

Растаможка товаров в рамках импорта состоит из следующих этапов:

  1. Выбор продукта и поставщика, оформление контракта.
  2. Очистка товара на таможне в стране происхождения.
  3. Перевозка груза через границу и доставка до таможни.
  4. Растаможка и выпуск товара в свободное обращение.

Продукция, ввезенная в РФ, но еще не прошедшая процедуру таможенного оформления, хранится на специальном складе временного хранения (СВХ). Максимальный срок нахождения грузов на СВХ составляет 4 месяца. Данная услуга является платной, ее стоимость зависит от выбранного склада/дополнительных услуг и обходится примерно в 4-10 тыс. руб.

Особенности работы ВЭД: существующие схемы

«Белая» схема ВЭД

Очистка продукции на таможне осуществляется в полном соответствии с законодательными нормами и с оплатой всех предусмотренных пошлин. В данной схеме импорта задействованы:

  • производитель-экспортер и покупатель, работающие по официальному договору;
  • иностранная таможня, на которой оформляется груз перед отправкой из страны;
  • транзитная фирма, осуществляющая перевозку товара с зарубежной таможни на российскую;
  • таможенный представитель, который взаимодействует с покупателем в рамках заключенного с ним официального контракта и оформляет процедуру очистки на основе документов, предоставленных иностранной таможней, компанией-перевозчиком и самим покупателем.

До сих пор бытует мнение, что работать легально невыгодно. Данное заблуждение обосновывается необходимостью уплаты налогов, таможенных платежей и сложностью оформления растаможки.

На самом деле «белая» схема имеет ряд преимуществ:

  1. Позволяет контролировать каждый этап процедуры импорта.
  2. Дает возможность выбрать наиболее выгодные условия по страхованию груза, способу его транспортировки, декларированию и т.д.
  3. С каждым годом таможенная очистка постепенно упрощается за счет роста рынка международной торговли и развития информационных технологий.
  4. Отсутствуют риски для участников сделки. Для сравнения: при нелегальных методах импорта можно нарваться на крупный штраф и даже лишиться груза, т.е. сэкономить не получится в любом случае.

«Серый» импорт

Данная внешнеэкономическая схема чаще всего предполагает искусственное занижение стоимости ввоза в целях удешевления себестоимости товара. Для этого намеренно изменяются количество и вес продукта, а также страна-изготовитель. Грузовой партии присваивают неправильный код ТН ВЭД, предусматривающий более низкую процентную ставку пошлины, при этом, таможенную стоимость устанавливают на уровне проходной, т.е. статистической.

В таких случаях клиенты не являются участниками ВЭД и продукция закупается от имени юридического лица, которое является «серым» брокером. Процедура проводится с подключением подставных компаний-однодневок, не разглашающих суть используемых ими схем, что значительно повышает для заказчика риск возникновения проблем с налоговыми органами. Товары, поступившие в Россию с помощью «серых» импортных схем, могут реализовываться только в неучтенном виде. При этом, зачастую реальная выгода оказывается несопоставимой с возможными рисками.

Участники «серой» схемы импорта товаров:

  • производитель-экспортер и покупатель, взаимодействующие в рамках формального договора;
  • фирма, зарегистрированная в офшорной зоне и получающая грузовую партию от производителя;
  • «серый» брокер – связан формальными договоренностями с покупателем, взаимодействует с офшорной компанией, однодневной фирмой-импортером и однодневной транзитной компанией, которая обеспечивает передачу груза покупателю.

«Черная» схема импорта

В этом случае происходит прямое и грубое нарушение Таможенного кодекса и закона в целом. Товары пересекают границу государства по предварительной договоренности за наличный расчет, то есть по сути это контрабанда. К примеру, заказчик собирается импортировать груз из Индии без его законного оформления. Для этого он связывается с «черным» брокером и частично или в полном объеме оплачивает ему стоимость грузовой партии. После доставки товара в Москву заказчик осматривает его, оплачивает оставшуюся сумму, комиссию агента и транспортные расходы, а затем отгружает продукцию на свой склад без оформления какой-либо документации.

Товары, завезенные в Россию нелегальным путем, реализуются исключительно за наличный расчет где-нибудь на рынках. Их нельзя ставить на баланс и продавать законным путем. На использование подобной схемы может решиться только недобросовестный перевозчик. «Черный» импорт не всегда оказывается выгодным в плане затрат, кроме того, это очевидно рискованный путь для всех сторон. Зачастую после предоплаты партнер просто перестает выходить на связь с клиентом.

Ответственность, предусмотренная за нарушение норм таможенного законодательства:

  • уклонение от уплаты пошлин – лишение свободы на срок до 2 лет (ст. № 194 Уголовного кодекса РФ);
  • незаконное использование товарного знака – лишение свободы на срок до 6 лет (ст. № 180 Уголовного кодекса РФ);
  • контрабанда – лишение свободы на срок до 12 лет.

Лица, планирующие заниматься внешнеэкономической деятельностью, могут выбрать один из трех вариантов действий:

  1. Собрать собственный штат декларантов.
  2. Изучить все нюансы таможенных процедур и заниматься всем самостоятельно.
  3. Воспользоваться услугами брокера на таможне.

Рассмотрим каждый метод «белого» импорта по-отдельности.

Личный кабинет участника ВЭД

Это инструмент, облегчающий как оформление необходимых документов, так и взаимодействие между импортером и органами таможни. Через личный кабинет можно дистанционно контролировать процедуру оформления. Для пользования сервисом необходимо иметь ЭЦП (электронную цифровую подпись).

Сервисы Личного кабинета участника ВЭД представлены двумя разделами:

  1. Отчетность участников ВЭД перед таможенными органами: отчеты таможенного представителя, таможенного перевозчика, владельца таможенного склада, уполномоченного экономического оператора, поставщика табачной продукции, магазина беспошлинной торговли, СВХ.
  2. Постоянные нужды декларантов: лицевой счет, электронное декларирование, разрешительная документация, калькулятор платежных транзакций, статистическое декларирование, валютный контроль, предварительное информирование, решения относительно классификации товарных позиций, запрос статуса задекларированных товаров, электронный архив и др.

Условия поставки товаров по правилам Инкотермс

Перед подписанием договора с поставщиком и оплатой грузовой партии необходимо разграничить ответственность между участниками сделки на всех ее этапах и прописать условия поставки. Данная процедура осуществляется согласно правилам международной торговли Инкотермс.

Инкотермс – это 11 общепринятых терминов (отображаются сокращенно в виде первых трех букв), регулирующих порядок международных поставок. Используются для закрепления прав и обязанностей покупателя и продавца в рамках внешних торговых отношений, а также для разграничения между ними ответственности и рисков, связанных с перевозкой товаров.

Следующая таблица наглядно демонстрирует распределение ответственности покупателя и продавца, а также момент перехода рисков в соответствии с правилами Инкотермс:

EXW
FCA
FAS
FOB
CFR
CIF
CIP
CPT
DAP
DPU
DDP
Отгрузка товара
Таможня экспорт
Погрузка на транспорт
Доставка в порт
Погрузка на судно
Перевозка фрахт
Выгрузка с судна
Страховка груза
Доставка до места
Разгрузка на месте
Таможня импорт
Обязанности продавца
Обязанности покупателя
Переход рисков

Категории распределения правил международной торговли Инкотермс:

  1. E - EXW – обязательства переходят от продавца к покупателю в месте и в момент отправки товара.
  2. F - FCA, FAS, FOB – обязательства переходят от продавца к покупателю на отправном терминале, но только в случае, если не оплачена основная часть груза.
  3. C - CPT, CIP, CFR, CIF – обязательства переходят от продавца к покупателю, когда грузовая партия поступает на место прибытия и при условии, что груз был полностью оплачен.
  4. D – DAP, DPU, DDP – обязательства переходят от продавца к покупателю непосредственно в момент приемки товарной партии покупателем.

Самое распространенное правило Инкотермс, охватывающее до 40% всех коммерческих транзакций международного уровня – FCA. Популярными также являются следующие правила: DDP, DAP, CIF, FOB и EXW.

Документы, необходимые для осуществления процедуры импорта, и особенности их заполнения

Процедура декларирования товаров, поступивших из-за рубежа, сопровождается оформлением следующей документации:

  • договор и все дополнения к нему (если сумма поставки превышает 3 млн руб., контракт должен быть зарегистрирован в банке с присвоением ему уникального номера);
  • копии учредительных документов;
  • инвойс или счет-фактура;
  • упаковочный лист;
  • транспортные документы: коносамент, ТТН, авиационная накладная, CMR;
  • экспортная декларация страны вывоза;
  • разрешительная документация: лицензии, декларации, сертификаты;
  • платежные документы, подтверждающие факт предоплаты, а также уплату таможенных сборов или право на льготы;
  • документация, подтверждающая классификационный код продукта согласно ТН ВЭД;
  • договор на грузоперевозку (если это предусматривают условия поставки по контракту в соответствии с правилами Инкотермс);
  • сертификат от происхождении товара;
  • документация по оприходованию и постановке продукции на баланс.

Минимально необходимый набор документов из всех перечисленных:

  • контракт (договор);
  • инвойс;
  • транспортная накладная;
  • упаковочный лист.

Рассмотрим, что представляют собой эти документы и для чего они нужны.

Контракт между импортером и иностранной фирмой

В данном документе указываются основные сведения о товаре, покупателе и продавце, а также прописываются условия по разграничению их ответственности. Как правило, бумага составляется на двух языках: русском и английском. Полное содержание договора зависит от условий поставки и поставщика, но в него обязательно должны быть включены следующие пункты:

  1. Наименование, описание и характеристики импортируемого продукта.
  2. Цена товарной единицы и всей грузовой партии.
  3. Валюта сделки.
  4. Сроки оплаты и поставки.
  5. Условия Инкотермс.
  6. Методы разрешения спорных ситуаций и способы действия сторон контракта при форс-мажоре;
  7. Список приложенных документов.

Инвойс

Инвойс – это счет к оплате, содержащий следующие пункты:

  1. Сведения о покупателе и продавце.
  2. Объем поставки (количество товаров).
  3. Цена товарной единицы и всей товарной партии.
  4. Условия Инкотермс.
  5. Банковские реквизиты получателя денежных средств.

Упаковочный лист

В данном документе прописывают сведения о партии продукции. Упаковочный лист сопровождает груз на протяжении всего пути его следования. В нем должна содержаться следующая информация:

  1. Наименование продукта, единица измерения.
  2. Количество товара.
  3. Объем, вес грузовой партии.
  4. Тип и количество грузовых мест.

Транспортная документация

Пакет таких документов необходим для транспортировки грузовой партии и подтверждает факт ее приемки у продавца. Вид документа зависит от метода доставки груза:

  1. Автотранспорт – CMR, международная товарно-транспортная накладная.
  2. Железнодорожный транспорт – SMGS, железнодорожная накладная международного сообщения.
  3. Морской транспорт – Bill of landing, коносамент.
  4. Авиатранспорт – AWB, грузовая авианакладная.

Таможенная декларация

Это письменное заявление, содержащее точные и максимально полные сведения о грузовой партии, виде транспорта, используемого для транспортировки товаров, и таможенном режиме. В декларации указывают следующую информацию:

  1. Страна происхождения товара.
  2. Наименование таможенной процедуры.
  3. Сведения об используемом транспорте.
  4. Тип грузовой партии в соответствии с номенклатурой ТН ВЭД.
  5. Вес и стоимость груза.
  6. Информация о внешнеторговой сделке.
  7. Цель вывоза/ввоза.
  8. Данные о подтверждающих документах.
  9. Сведения о представителе и декларанте.

Тарифное и нетарифное регулирование

Тарифное регулирование представляет собой способ воздействия государства на сферу международной торговли путем использования вывозных и ввозных таможенных пошлин. Оно решает следующие задачи:

  • пополнение государственного бюджета за счет собранных платежей;
  • повышение конкурентоспособности местной продукции за счет более низкой стоимости.

Элементы тарифного регулирования:

  • таможенная процедура (к примеру, «Импорт 40»);
  • ТН ВЭД (товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности) – единый классификатор товаров;
  • ЕТТ ЕАЭС (единый таможенный тариф) – свод пошлин и ставок таможни.

Нетарифное регулирование предполагает внедрение экономических запретов и ограничений, в том числе:

  • исключительное право на импорт/экспорт продукции;
  • запрет вывоза/ввоза продуктов;
  • разрешительный порядок импорта/экспорта товаров;
  • количественные лимиты на вывоз/ввоз продукции;
  • автоматическое лицензирование импорта/экспорта товарных партий.

Единый лицевой счет и Валютный счет

Все международные операции проводятся в иностранной валюте в зависимости от страны поставщика. Товарные партии и услуги компании-экспортера оплачиваются с валютного счета, который можно открыть в любом банке. В ряде банков также можно заключить договор на получение дополнительных услуг, связанных с сопровождением внешнеторговой сделки. В числе таких услуг:

  • перевод договора;
  • информирование о штрафах и валютном контроле;
  • консультации по всем вопросам, касающимся внешнеторговых контрактов;
  • подготовка сопроводительной документации.

Единый лицевой счет ФТС – это счет участника внешнеэкономической деятельности, на котором хранятся деньги, используемые в качестве аванса для оплаты предстоящих платежей и налоговых сборов. Данный инструмент используется для взаиморасчетов с любыми таможенными органами на территории РФ.

Для открытия единого лицевого счета (при самостоятельной оплате) необходимо выполнить следующие действия:

  1. Зарегистрироваться на сайте ФТС. Участник ВЭД должен иметь собственный личный кабинет в системе и цифровую электронную подпись.
  2. Составить заявление с просьбой об открытии лицевого счета плательщика в Едином ресурсе лицевых счетов, затем отправить данное заявление электронным письмом в ФТС. Важно указать в заявлении следующую информацию: полное наименование компании, ее юридический адрес, КПП, ИНН и ОГРН.
  3. Перечислить денежные средства для декларирования товара по коду «10000010» (поле 107 п/п).

Порядок расчета таможенных платежей

Таможенные платежи – комплексная величина, формируемая в зависимости от типа продукта и вида его поставки (экспорт или импорт). Первоначально необходимо определить код товарной позиции в соответствии с ТН ВЭД, где указаны все основные сведения о грузе: процентная ставка НДС, размер пошлины, тип товара (акцизный или нет). С помощью этих данных можно самостоятельно или используя специальный калькулятор рассчитать сумму платежей.

Рассмотрим расчет платежей на примере поставки товара стоимостью 2000 долл. США согласно данным накладной. По ТН ВЭД размер НДС для этого товара составляет 20%, таможенная пошлина – 10%, не облагается акцизом. Первоначально нужно конвертировать доллары США в рубли. На время подачи декларации по курсу ЦБ РФ 2000 долл. США будет соответствовать 160 тыс. руб. (при курсе 1 долл. США = 80 руб.).

Расчет будет выглядеть следующим образом:

  • 2000 долл. США (стоимость товара) = 160 тыс. руб.
  • 10% (таможенная пошлина) = 16 тыс. руб.
  • Таможенный сбор = 500 руб.
  • (160 тыс. руб. (стоимость товара) + 16 тыс. руб. (таможенная пошлина)) * 0,20 (20%, ставка НДС) = 35,2 тыс. руб. (НДС).
  • 16 тыс. руб. (таможенная пошлина) + 500 руб. (таможенный сбор) + 35,2 тыс. руб. (НДС) = 51,7 тыс. руб. (общая сумма таможенных платежей).

Акцизный налог

Акцизный налог представляет собой косвенный налоговый сбор, распространяющийся на ряд импортных товаров широкого народного потребления: автомобили, табачную, алкогольную продукцию и др. Государство позволяет использовать сумму этого налога при расчете стоимости товара, поэтому акциз напрямую влияет на конечную цену продукта. Вся акцизная продукция подвергается соответствующей маркировке и на нее устанавливается специальная акцизная марка. Чтобы уточнить, предусмотрен ли акцизный налог для определенного товара или нет, а также какова актуальная ставка на этот продукт, необходимо ознакомиться с таможенной номенклатурой или Налоговым кодексом.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

НДС – надбавка продавца на стоимость товара или услуги, которая в итоге поступает в гос. казну. Основным отличием НДС от других налоговых платежей является то, что его взимают не с первоначальной стоимости продукта, а по цепочке со всех участников производства. Данным налогом должны облагаться только импортируемые товары, но по факту его взимают и с экспортеров, реализующих продукцию за рубеж. Однако, экспортеры вправе вернуть эту налоговую выплату, воспользовавшись процедурой возврата НДС.

Виды ставок налога на добавленную стоимость:

  1. Полная – предполагает уплату налога в размере 20% от цены продукции. Полная ставка распространяется на большинство импортируемых товаров.
  2. Нулевая – распространяется исключительно на высокотехнологичные продукты, не имеющие аналогов на российском рынке.
  3. Льготная – составляет 10% от стоимости и распространяется, как правило, на детские товары и некоторые виды продовольственных продуктов.

Метод расчета НДС на примере импортного товара стоимостью 4000 долл. США, при условии, что таможенная пошлина составляет 400 долл. США, доставка до границы - 500 долл. США, а курс рубля относительно доллара США на день операции – 80 руб.:

(4000 долл. США (стоимость продукта) + 400 долл. США (таможенная пошлина) + 500 долл. США (доставка до границы)) * 0,20 (ставка НДС) = 980 долл. США (НДС) * 80 руб. (курс рубля ЦБ РФ) = 78,4 тыс. руб. (НДС).

Возврат налога на добавленную стоимость при импорте продукции возможен только для фирм, осуществляющих свою деятельность в рамках общей системы налогообложения. Если же импортер освобожден от стандартного порядка уплаты налогов либо при очистке грузовой партии на таможне действует специальный режим, то в таких случаях возврат НДС не предусмотрен.

Основные правила, обязательные к соблюдению для получения налогового вычета:

  1. Сделка отображена и подтверждена в системе бухучета фирмы.
  2. Факт оплаты налога на добавленную стоимость подтвержден соответствующей документацией.
  3. Товары, импортируемые в Россию, подвергаются дальнейшему налогообложению (когда требуется уплата НДС при последующей реализации продукции).
  4. Транзакция зафиксирована в книге покупок с указанием суммы НДС к возврату.

Таможенный сбор

Основной вид таможенного сбора – платеж за оформление, взимаемый в обязательном порядке при подаче декларации. Размер этого сбора зависит от цены продукта. В случае подачи документов в электронном формате оформление осуществляется со скидкой 25%.

Сумма сбора в зависимости от стоимости продукции:

  • Таможенный сбор (руб.) Таможенная стоимость продукции (руб.)
  • 775 Не более 200 тыс. включительно
  • 1550 От 200 тыс. до 450 тыс. включительно
  • 3100 От 450 тыс. до 1200 тыс. включительно
  • 8530 От 1200 тыс. до 2700 тыс. включительно
  • 12000 От 2700 тыс. до 4200 тыс. включительно
  • 15500 От 4200 тыс. до 5500 тыс. включительно
  • 20000 От 5500 тыс. до 7000 тыс. включительно
  • 23000 От 7000 тыс. до 8000 тыс. включительно
  • 25000 От 8000 тыс. до 9000 тыс. включительно
  • 27000 От 9000 тыс. до 10 000 тыс. включительно
  • 30000 От 10 000 тыс. и более

Таможенный сбор за услугу сопровождения товарной партии взимается только в случаях, когда грузоперевозка по территории страны требует обязательного контроля на таможне. На размер сбора влияют вид используемого транспорта и расстояние перевозки.

Сбор за хранение продукции взимается в ситуациях, когда есть необходимость хранить грузовую партию на таможенном складе. В данном случае ставка едина, но если для груза требуется специально оборудованный склад, то сбор взимается в двукратном размере. К примеру, ставка за 100 кг продукции составит 1 руб./сутки или 2 руб./сутки соответственно.

Это обязательный платеж, взимаемый при транспортировке грузов через границу ЕАЭС. Пошлина легко рассчитывается по коду ТН ВЭД, который, как правило, указан в приложении к описанию вида товара. Пошлина также отображается в Едином таможенном тарифе ЕАЭС. Ее размер всегда зависит от грузовой партии и исчисляется как исходя из объема или массы поставки, так и в процентном отношении.

Категории таможенных пошлин:

  1. Адвалорная – исчисляется в процентах.
  2. Специфическая – рассчитывается в денежном выражении за товарную единицу.
  3. Комбинированная – сочетает обе категории пошлин: адвалорную и специфическую.

Расчет пошлины производится на основе суммы, прописанной в декларации: стоимость продукта + стоимость доставки до границы.

Маркировка товара

Маркировка товарной партии применяется для указания особенностей груза, его принадлежности конкретной категории, а также для проверки подлинности продукции.

Обязательной маркировке подлежат продукты легкой промышленности. Изделия маркируются с помощью специальных QR-кодов и штрих-кодов на ярлыках обуви и одежды, а также на всех видах табачных и алкогольных изделий. Если товар подпадает под действие технических регламентов, то в его сопроводительной документации и на упаковке должен быть указан значок ЕАС – знак Евразийского соответствия.

Ошибки при оформлении грузов на таможне

Представители российских таможенных органов крайне внимательно относятся к процессу растаможки ввозимой продукции, поэтому могут отклонить ввоз даже из-за минимальной ошибки или неточности в декларации или других документах. По этой причине крайне важно тщательно проверять все документы перед их сдачей на таможенное оформление.

Часто встречающиеся ошибки при оформлении товаров на таможне:

  • ошибки в оформлении документации, неполный пакет документов;
  • некорректный код ТН ВЭД;
  • ошибки в упаковке и маркировке;
  • ошибки при расчете таможенной стоимости;
  • некорректные условия Инкотермс.

Недекларирование продукции

Подобные ситуации связаны с непредоставлением данных о фактическом количестве груза органам таможни, как непредумышленно, так и в случае контрабанды товаров.

Примеры недекларирования товарных партий:

  • пересортица продукции, т.е. избыток товаров одного вида при одновременном недостатке товаров другого вида из той же категории;
  • импорт груза, вес или объем которого меньше, чем указано в декларации (отсутствует объект нарушения);
  • крупные партии одежды перевозятся морским транспортом, и вес одежды увеличивается вследствие естественного процесса впитывания влаги тканями.

Недекларированная продукция может быть запрещена к ввозу, а на владельца такого груза может быть наложен штраф. Все спорные моменты, касающиеся ошибочного недекларирования грузов, решаются на месте с помощью специалиста. К примеру, в местах таможенного оформления и на всех основных транспортных потоках всегда присутствуют профессиональные брокеры, способные разобраться с подобными ситуациями.

Недостоверное декларирование

Под недостоверным декларированием понимаются ситуации, когда органам таможни предоставляются ошибочные сведения о товарной партии, характеристиках и особенностях импортируемых продуктов или неверная сопутствующая информация, к примеру, ошибочная таможенная стоимость, код ТН ВЭД или условия поставки. Недостоверным декларированием также считается отсутствие необходимой разрешительной документации для импорта товаров.

Чтобы избежать подобных ситуаций, желательно воспользоваться помощью специалиста в этой сфере. Чаще всего ошибки и неточности при оформлении документов, некорректные коды ТН ВЭД и отсутствие разрешений являются следствием малого опыта и недостаточной компетенции в области растаможки грузов.

Штрафы

Размер штрафа напрямую зависит от вида нарушения:

  • Вид нарушения Размер штрафного платежа
  • Повреждение, изменение или подделка маркировки От 5 тыс. до 20 тыс. руб.
  • Операции с нерастаможенной товарной партией без согласования с органами таможни От 10 тыс. до 20 тыс. руб.
  • Отсутствие знака маркировки ЕАС От 50 тыс. до 300 тыс. руб.
  • Нарушение сроков подачи документов и декларации До 300 тыс. руб.
  • Реализация нерастаможенной продукции От 300 тыс. до 500 тыс. руб. с возможной конфискацией товаров
  • Недостоверное декларирование или недекларирование груза От 0,5 до 2-кратного размера стоимости незадекларированной партии

Для справки: в 2019 году средняя сумма штрафа за ошибки при оформлении грузов на российских постах таможни составила 8,4 млн рублей.

Таможенный брокер

Это фирма, выполняющая функции посредника между клиентом и органом таможни. В то же время, таможенный брокер – жаргонное обозначение представителя таможни, который выполняет необходимые процедуры по оформлению на таможне от имени своего заказчика. Сюда входит совершение таможенных операций и оказание иных услуг, связанных с выпуском груза в свободное обращение на территории ЕАЭС.

Почему стоит воспользоваться услугами таможенного представителя

Если импортер не уверен в своих силах, то есть понимает, что не способен самостоятельно осуществить таможенную очистку своего груза, ему стоит обратиться за помощью к таможенному брокеру. В соответствии с действующим законодательством, в качестве декларанта выступает как сама компания, перевозящая груз, так и представитель компании, решающий вопросы по таможенному оформлению от ее имени.

Преимущества взаимодействия с таможенным брокером:

  • делегирование сложных этапов процесса оформления на таможне;
  • высокий уровень контроля процесса оформления;
  • снижение рисков возникновения ошибок в процессе таможенной очистки товарной партии;
  • высокое качество оказания услуг, сокращение времени прохождения необходимых процедур;
  • солидарная степень ответственности на таможне.

Как правильно выбрать таможенного брокера

При поиске специализированной фирмы, оказывающей услуги по представлению интересов импортера на таможне, важно принимать во внимание следующие аспекты:

  1. Опыт работы (желательно не менее 10 лет, т.к. от опыта напрямую зависит уровень профессионализма брокера) и репутация представителя в области ВЭД на таможне.
  2. Наличие автоматизированных клиентских сервисов, позволяющих расширить контроль процесса таможенного оформления и ускорить проведение необходимых процедур.
  3. Штат аттестованных квалифицированных специалистов, заинтересованных в сотрудничестве с заказчиком.
  4. Развитая инфраструктура, присутствие специалистов на местах оформления. Лучшие таможенные брокеры имеют собственные филиалы в местах размещения главных таможенных постов и транспортных узлов, так как это позволяет им непрерывно контролировать процесс таможенной очистки и своевременно реагировать на возникающие проблемы.
  5. Комплексное обслуживание в формате «единое окно», то есть оказание полного пакета услуг по растаможке грузовых отправлений из-за границы.

Порядок процедуры таможенной очистки: пример

Рассмотрим, как выглядит процедура оформления на таможне на примере импорта электронной техники.

Вводные данные:

Закуплена партия мобильных телефонов у выбранного поставщика на сумму 50 тыс. Евро, включая стоимость доставки до границы. Товарная партия должна сопровождаться двумя пакетами документации:

  1. Основным: договор ВЭД, инвойс, информация о производителе, товарно-транспортная и разрешительная документация, наименование продукта и описание его характеристик.
  2. Дополнительным: заключение Роскомнадзора, лицензия Минпромторга, декларация соответствия ТР ЕАЭС, специальные сертификаты соответствия требованиям качества и безопасности, нотификация (если оборудование укомплектовано технологиями Bluetooth, Wi-Fi и модулем шифрования данных), разрешение от производителя (при условии, что торговая марка мобильного телефона включена в Реестр объектов интеллектуальной собственности).

Мобильные телефоны должны перевозиться согласно правилам транспортировки негабаритных грузов. В процессе доставки грузовой партии необходимо отправить запрос в таможенный орган на оформление декларации, сопроводив его пакетом соответствующих документов. Затем зачислить денежные средства на единый лицевой счет участника ВЭД, откуда будут взыматься деньги для уплаты платежей. Также нужно определить код ТН ВЭД, и на основе полученных данных рассчитать НДС и таможенные пошлины.

В данном случае ставка пошлины по коду ТН ВЭД 8517180000 составляет 0, НДС – 20%, товар не облагается акцизным налогом. Курс Евро на момент подачи таможенной декларации составляет 78 руб.

Расчет платежей будет выглядеть следующим образом:

  • 50 тыс. Евро (стоимость партии продукции) = 3 900 тыс. руб.
  • Таможенная пошлина = 0 руб.
  • Таможенный сбор = 23 тыс. руб.
  • (3 900 тыс. руб. (стоимость партии продукции) + 0 руб. (таможенная пошлина)) * 0,20 (ставка НДС) = 780 тыс. руб. (НДС)
  • 16 тыс. руб. (таможенная пошлина) + 23 тыс. руб. (таможенный сбор) + 780 тыс. руб. (НДС) = 819 тыс. руб. (общая сумма таможенных платежей).

Поступившая грузовая партия подвергается осмотру на таможенном посту. При возникновении у инспектора каких-либо сомнений процедура проверки может производиться более тщательно с целью выявления возможных нарушений. Завершающий этап – выпуск товарной партии в свободное обращение.

Так как сумма импортированной грузовой партии составляет более 3 млн. руб., по завершении сделки также понадобится составить справку о подтверждающих документах (СПД). В ней может быть указана следующая документация: заявление на условный выпуск, счета-фактуры, акты приема-передачи, декларация, товаросопроводительные, перевозочные документы, другая учетная или коммерческая документация. Справку можно оформить в течение 15 дней с момента выполнения получателем груза обязательств по контракту.

Основные рекомендации для начинающих импортеров

  1. Главное условие – легальность всех действий. «Белая» схема является законной, самой выгодной и безопасной схемой деятельности с наименьшими рисками.
  2. Если нет достаточного опыта и уверенности в собственных действиях, желательно передать хотя бы часть работы на аутсорсинг. Правильно оформить необходимые документы и успешно пройти таможенную очистку самостоятельно сразу не получится, поскольку оформление на таможне является сложной комплексной процедурой со множеством нюансов. Лучше заплатить за услугу профессионалам несколько тысяч рублей, чем нарваться на многомиллионный штраф или вовсе лишиться своего груза.
  3. Важно заранее просчитать будущие расходы и рассчитать бюджет.
  4. Необходимо правильно классифицировать товарную партию по коду ТН ВЭД, так как от этого напрямую зависят предоставляемые льготы, взымаемые платежи и требования к грузоперевозке.
  5. По завершении каждой процедуры импорта нужно сохранять всю документацию, квитанции и контракты. Таможенный орган может инициировать постпроверку, и при отсутствии документов начислить дополнительные платежи.